Привет! Я новый faqindecor.com и я работаю в beta-версии, спасибо за понимание Подробнее тут

Искусство Виталий Шупляк: «Украинские академии искусств не похожи на польские» Интервью с современным украинским художником
Виталий Шупляк — молодой украинский художник, который учился во Львове, а затем в Познани, где сейчас живет и работает. Его искусство — это движение и творческие поиски, которые отражаются в перформансах и видеоинсталляции. Виталий Шупляк рассказал FAQinDecor, каким может быть путь художника, в чем разница между польским и украинским образованием и как появилась необычная Pi Gallery.

Я учился классическим техникам в академии, но больше времени тратил на собственные поиски. Большинство моих работ за период обучения во Львове — это эксперименты в живописи, поиски в абстрактной живописи, первые попытки работы с интермедиальными вещами.

«Катарсис», фрагмент выставки, Львовская национальная академия искусств, 2014

Шаг от сакрального искусства к современному не был огромным. Я выбрал обучение во Львове на кафедре «Сакральное искусство». Но с самого начала я не занимался исключительно иконописью. Большую роль сыграло альтернативное обучение — активное участие в художественной жизни города. На лекциях и выставках, которые становились поводом для дискуссий. Тогда можно было провести время интенсивно, знакомясь с новыми людьми, увидеть вещи, которые не встретишь в Академии. Обучение во Львове дало мне прекрасную основу и возможности для дальнейшего развития.

Распятие», видео инсталляция, галерея «Дзига», 2014

Украинские академии искусств не похожи на польские. В разных городах Польши их насчитывается около семи, и все они между собой отличаются. Я выбрал Познань, потому что, по существу, это не Академия, а Университет искусств, где уже совсем другая система: студент сам выбирает предметы. Например, рисунок является обязательным для студентов всех отделов, но существует 16 мастерских, среди которых ты должен выбрать одну. Есть мастерские академического и реалистического направления, в некоторых совсем нет мольбертов. Там делают сильный акцент на саму концепцию, и сначала надо обосновать, для чего ты будешь рисовать натюрморт или акт. Я считаю, что в Украине очень хорошее академическое образование, но все-таки не хватает возможностей изучать такие дисциплины, как перформанс или медиа.

Перформанс Tattoo

Поступать в академию искусств в 17 лет — это ненормально. Следующим шагом после художественной школы должно быть училище, колледж или лицей художественного профиля, где научат ремеслу и академической базе. Там студента  должны организовать и дисциплинировать для того, чтобы он мог и хотел поступить в академию, где бы творчески работал и учился мыслить, а не занимался ремеслом. Это абсурд, когда на первых двух курсах в академиях учат рисовать кубики и кувшины.

В некотором смысле в Польше художникам легче, чем в Украине. Хотя в обеих странах сложно отделить экономический фактор от художественного. Особенно это чувствуешь, когда организовываешь выставки, участвуешь в фестивалях — все зависит от финансов, без которых данное действие не сможет состояться.

Перформанс Rzeźba chemiczna

Диплом — это классно, но… На многие вещи влияет коммуникативность. Иногда можно просто сходить на вечеринку, и там узнать от кого-то о конкурсе, будущей выставке, или увидеть у кого-то из друзей анонс в соцсетях и подать заявку. Конечно, человеческий фактор очень важен. Сейчас практически все можно делать виртуально, но когда есть непосредственный контакт с человеком  — это совсем по-другому, потому что круг знакомых людей, с которыми можно общаться и обмениваться идеями, очень важен. Но это работает не для всех, потому как есть особы замкнутые и самодостаточные.

Перформанс SELF / IN / CUT

На первое место я бы поставил искусство как внутреннюю потребность. На второе: карьеру — все же для художника важно, чтобы он был реализован. К сожалению, эти вещи связаны. Можно быть талантливым, но неизвестным, и тогда не будет возможности сотрудничать с галереей или меценатом, который может покрыть расходы на создание, например, инсталляции, которую самостоятельно не реализуешь.

Проект About Ukraine в Pi Gallery

Еще во время учебы во Львове у меня была мастерская, которая находилась в подвале общежития. Студентами мы там часто встречались, проводили безумные вечеринки и делали выставки. Так возникла идея создать галерею, маленькое пространство, которое бы заставило отбросить все лишнее. Тогда появился круг, радиус которого один метр, а площадь 3 метра 14 сантиметров — такое же, как и число Пи, откуда и появилось название — Pi Gallery. Выставочным пространством является только этот круг, ведь ограничение возможностей дает новые возможности. После переезда я понял: для того, чтобы воссоздать галерею, мне хватает карандаша и шнурка длиной в один метр. Это позволило изменять локацию, размещать ее вертикально или горизонтально. К тому же это не выставка, которая длится три недели — выставка в Pi Gallery обычно однодневное событие, которое не имеет ценности без людей. Это экспозия. Круг внутри галереи изначально был кругом, вокруг которого люди могли встретиться. Как костер, но с художественным произведением вместо огня..

Проект Тараса Пастущук (Tarko) «Окружение» в «Pi» Gallery

Критика дает возможность художнику совершенствоваться. Это взгляд извне, взгляд со стороны, ведь кто-то может сделать замечание по поводу тех вещей, которые художник не замечает, таким образом совершенствуя свои следующие работы.

У меня был искусственный творческий кризис. В какое-то время, после активного учебного года, большого количества творческой деятельности я на определенный период просто запретил себе творчески работать. Иногда, конечно, бывает растерянность, не знаешь с чего начинать, но я не вижу в этом проблемы, чтобы называть ее  творческим кризисом. Много работать — важно, но надо помнить, что качество приоритетней количества. Если качественно сделать не получается, тогда лучше вообще ничего не делать. Заняться чем-то другим, на некоторое время отойти от первой идеи.

Anna Biehunkova «Ambasada», Pi Gallery

Мои увлечения и хобби все равно каким-то образом связаны с искусством.Даже путешествуя, я обращаю внимание не на природу, а, в первую очередь, на культуру. Я интересуюсь историей, особенно ХХ века. В свободное время просто читаю то, что нравится. Чаще всего я полностью занят художественной жизнью, поэтому времени на хобби не хватает.

Перформанс «Атомное дело», Скоки, 2015

Любое представление, каким должен быть художник — сразу проигрышное.Каждый обязан выработать для себя собственную индивидуальную стратегию. Конечно, есть какие-то факторы, черты характера, которые могут помочь, но нужно себе ответить на важный вопрос: в чем заключается цель художника. Быть художником и делать художественную карьеру — две большие разницы. Коммерчески успешный художник — не всегда хороший художник. ■

Автор: Валерия Руденко
Фото: Из личного архива Виталия Шупляка 

Теги:
Читайте далее
Искусство
Мрия так и не сбылась: история украинского проекта на Венецианской биеннале
Женя Лаптий
Искусство
Кто же победил на Венецианской Биеннале: гид по лучшим проектам
Женя Лаптий
Искусство
«Игры престолов» VS Живопись: кем бы были персонажи сериала в истории живописи
Женя Лаптий
Искусство
Второе «Я» Ле Корбюзье — талантливый живописец
Женя Лаптий
Искусство
Скандал, Мрія или Любовь: кто поедет на Венецианскую биеннале от Украины в 2019 году
Женя Лаптий
Искусство
Виталий Шупляк: «Украинские академии искусств не похожи на польские»
Миша Дёмшин
Искусство
«Правила жизни» героев фестиваля Feldman Art Park
Миша Дёмшин
Искусство
10 украинских художников, известных во всем мире
Миша Дёмшин
Искусство
Бархатная бензопила или 5 ужастиков про искусство
Женя Лаптий

Подписка на нашу рассылку исцеляет от всех известных науке заболеваний,
открывает чакры и создает постоянный канал связи с космосом.